Опубликован дневник участников проекта «Экспедиция. Культурная навигация: «Казацкий шлях»


Дневник участников проекта:

Замысел экспедиции родился давненько. Большое число мест связано с историей казаков и казачества – ведь Кубань это край казачий! Мы решили проникнуться духом казачества, а как же казак без коня? Этим и определился формат путешествия – на велосипедах. 
Лето. Надо поспешать! Не зря ведь говорили в давние времена: “Казак куда хочет скачет, никто за ним не заплачет; дождь его умоет, терен расчешет, а высушит ветер”... 

День 1. 
26.07.09. Краснодар- Протичка. 95 км.

В столицу Кубанского казачества – Краснодар, мы прибыли с рассветом. Не смотря на столь ранний час, воздух уже был горячим, пропитанным летом и предвещал жаркий день. После дождливой и холодной Беларуси мы попали в 40 градусную кубанскую жару. 
Я решил познакомить ребят с местами, откуда родом мои родители – Протичкой – это хутор в окрестностях станицы Полтавской. Там предстояло провести пару дней – посетить интересные и памятные казачьи места, акклиматизироваться и подготовить технику и снаряжение. 
Акклиматизация проходила на природе – начали день со знакомства с рекой Протока (казаки сначала называли ее Черная Кубань) – один из рукавов Кубани, основной водной артерии Краснодарского края. Большая часть Кубани покрыта рисовой системой. Исследовав окрестности станицы Полтавской никаких вьетнамцев в казанообразных шляпах на рисовых полях не обнаружили– все руками казаков:)! 
Окрестности Красноармейского района (он так и называется даже после возвращения исторического названия Полтавской) это не только бескрайняя рисовая система, но и многие исторические места – например, хутор Саввы Крикуна (один из знаменитых местных казаков). Мы не смогли обойти стороной и Протичкинский школьный музей, там есть много сведений по истории казачества, быте, культуре и ремеслам. Потрясает любовь к родному краю, с которой кубанцы подходят ко всему, что касается Кубани – будь то песня или организация музея. 

Вечер прошел в танцах «комариного пляса» - маленькие кровопийцы нещадно атаковали, пируя на свежей белорусской крови. 




День 2. 
27.07.09. Протичка – Славянск - Протичка. 36 км.

Утром погодка не радует: моросит дождь и штормовое предупреждение передали на ближайшие 3 дня. Погода совсем не Кубанская. Не смотря ни на что, мы двинулись в Славянск-на-Кубани. Это не далеко от Протички – около 20 км километров в одну сторону по степи и дамбе Протоки. 
В Славянске-на-Кубани из множества памятных мест нас очень впечатлил своей красотой и величием один из старейших кубанских соборов – Успенский, собор уже 7 лет расписывает белорусский мастер-реставратор, да и настоятель собора тоже белорус. Настоятель принял очень душевно и тепло, рассказал об истории собора и благословил на дорогу. 
По пути в Протичку дождь дотянулся до нас, в Протичку по уши в грязи. Погрызли сорванные по дороге подсолнухи диаметром около полуметра, и на обед насытились наваристым кубанским борщом. 
После обеда готовились к выезду на Ачуево – укладывали снаряжение, готовили велики. 

День 3. 
28.07.09. Протичка - переправа через Протоку - Ачуева – гирло Протоки - Ачуевская коса. Расстояние 72.8км.

Утром подъем, на завтрак чай и арбуз. Переправившись с рассветом через напористое течение реки, пробираемся около километра через сплошные «заболоченные джунгли» и выбираемся на дамбу. Там переодеваемся, проверяем снаряжение и вперед! Предстоит преодолеть около 60 км до Ачуево - это рыбная столица Кубани. Сюда казаки почти со всей Кубани в древности, и в войну пешком за солью ходили. 
Минуем станицу Петровская и выезжаем на единственную дорогу до Ачуево – бетонку, построенную таким образом, чтобы могла служить запасной взлетной полосой для авиации. Отличное покрытие и прямые длинные отрезки. 
По мере приближения к Ачуево природа меняется – почва разбавляется ракушечником, и все ближе к дороге подступают плавни. Это первозданный в своей природной дикости мир, полный кипучих страстей и борьбы за жизнь. Эти приречные, слегка подтопленные низины, сплошь заросшие высоким камышом, а местами и густым лесом, являлись настоящим раем не только для разнообразной живности но и были укрытием для казаков в лихие времена. 
В Ачуево нас радушно принимает тетя Лида – колоритная казачка, которая «балакает» на звучном и интересном наречии кубанских казаков. Пообедав и немного «завязав» жирок мы под ее предводительством едем к морю, чтоб прокатиться в гирло Протоки и увидеть место, где река и море становятся одним целым. С ветерком на моторке из реки в море – эх, дух захватывает :)! 
Затем, преодолев первые песчаные отрезки на дороге (тогда еще никто, пожалуй, за исключением меня не представлял, как они будут выматывать нас в дальнейшем) мы двинулись к Азовскому морю. К сожалению, к нашему приезду на «Ачувский осетровый рыбоводный завод» молодняк осетра был выпущен и бассейны – рыбьи ясли пустовали. 
Мы - на море! По прибрежным ракушечным дорогам двигаемся по Ачуевской коса от Ачуево в сторону Темрюка, решив отъехать в места, где меньше народу. Хотя народу итак немного – редкие машины на берегу. По дороге вынужденно проверяем работу амортизаторов на «шифере» - вся поверхность прибрежных ракушечных дорог, удобных для проезда напоминает собой сплошной лист шифера с мелкой волной. Ехать неудобно ни быстро, ни медленно, и мы лавируем между наиболее ровными участками. Тут только можно неспешно проехать на казацкой бричке или коне, но отнюдь не железном :). 
Достигаем удобного места для стоянки неподалеку на берегу. И, вперед, в море! Начинается солнечно - морской день, который можно охарактеризовать как сплошное купание и загорание, приостанавливаемые на прием пищи. После обеда - у некоторых уже «копыта стучат»… Начинаем обсуждать завтрашний маршрут. 
От Ачуево до Темрюка есть 2 пути, один в объезд – это около 130 километров по асфальту вперемешку машинами, второй напрямую по берегу – около 70 км, но по прибрежной полосе, через лиманы и сплошь бездорожью. Мы не ищем легких путей, поэтому решаем ехать напрямую. 
Женя с Романом, решив не терять времени, проверили маршрут «на проходимость». Вернулись они к темноте уставшие и грязные, но ужасно довольные. С их слов дорога проходима, но сухими нам из воды не выйти :). 
Ужинаем под грохот шторма на море и вспыхивания молний где-то за Ачуево. Очень не хотелось бы попасть в такой шторм ночью или по пути. 

День4. 
29.07.09 По берегу и лиманам до Оазиса на Ачкосе. Около 30 км.
Утром встаем с рассветом под аккомпанемент штормового моря и после короткого завтрака двигаем по берегу дальше. 
Путь - сплошной песок и плавни, часть пути велики несем на себе. Преодолеваем вброд гирла лиманов - каналы, соединяющие лиман и море. Поражает первозданная красота природы лиманов – огромное количество птиц и животных. Остается только представить: насколько красивы и богаты были эти места, когда по ним делали первые шаги казаки!
Шторм вынес на берег различные полезности – круги, матрацы и т.д. Один из матрасов, притороченный к рюкзаку, доедет со мной до Анапы. По пути на берегу кроме живности нам попадаются только разрушенные строения, подтачиваемые морем. Унылое зрелище – почти как у Стругацких, только морской вариант. Это следствие большого шторма в середине прошлого века, когда шквальный ветер и многометровая волна уничтожили не одно поселение и привели к многочисленным жертвам.
Находим бутылку с запиской внутри. Торжественно вскрываем ее, но разочаровываемся - вместо просьбы о помощи от «Азовского капитана Гранта» читаем маркировку сетей одного из лесхозов. Облом, а столько было ожиданий!
По дороге встречаем в глуши стоянки рыббригад, на которых в одиночестве несут вахту сторожа. Поначалу смотрят на нас как на инопланетян – откуда тут могут появиться люди, когда добраться можно только по морю на байде? :)
Но перед расспросами сразу предлагают нам воду и чай, а уже за кружкой чаю рассказываем, что мы из Минска, едем на великах по памятным местам, связанным с казачеством. Поражает радушие и щедрость местного населения, готового поделиться последним пакетиком чая и куском колбасы с путниками. Может где-то в глубине подсознательно каждый из казаков, подобно предкам, также тянется в путь, в бесконечную степь в погоню за линией горизонта и это сказывается на их радушии и теплом отношении к путешественникам?
Кстати, там же встречаем на одной из стоянок сторожа-белоруса. Преследует нас Беларусь, что ли :) ?
За день прошли только около 30 км по первозданному бездорожью, по которому никто до нас тут не ездил, тем более не великах. Даже местные говорили, что там прорваться нереально, но мы прошли. Иногда в расспросах о местах впереди нам говорил – «Вертайтэсь, дороги там нэма!». Но на стоящих дальше по косе рыббригадах снова офигевали сторожа, когда мы выбирались из «кушерей». Часть пути пришлось ехать по кромке воды, остальное - песок, колеса вязнут так, что ободов не видно, скорость медленнее чем у пешехода. 
Под конец дня, сгоревшие на солнце и вымотанные песком, чувствуя себя, как путники в бескрайней пустыне, мы достигаем ОАЗИСА. Это сложно описать словами – на берегу моря стоит водонапорная башня, фонтанирующая в разные стороны ледяной пресной водой. Сходу кидаемся под оживляющие струи воды. Стираемся и моем технику от соленой морской воды. Все словно ожили! На ночь останавливаемся на Оазисе, пески и жара вымотали и все отрубаются еще засветло. Море штормит и беснуется.  







День 5. 
30.07.08. Оазис на Ачкосе - окрестности Прорвенского - Большие Жестери (ныне - Славяские егеря). Оттуда возвращаемся в окрестности Прорвенского и движемся в направлении Анастасиевской. Далее Темрюк и стоянка на берегу Кубани. 
Расстояние 162 км

Сегодня предстоит преодолеть последний отрезок до Темрюка. Путь обещает быть непростым, но мы еще не знаем всего, что ждет нас впереди, даже не догадываемся. Самой большой проблемой стала перекрытая частным владением дорога на Вербляную косу через Большие Жестери. Добираемся по грунтовке до шлагбаума и упираемся в него. Тупик. Никакие уговоры и документы не дают нам возможности преодолеть шлагбаум. Попытка достигнуть берега моря в обход шлагбаума, до него всего несколько км, не увенчалась успехом – сплошная стена камыша и вязкая топь лимана не подпустила нас к берегу. Понурые мы решаем ехать в обход, что прибавит нам еще более 100 км – перспектива не особо радующая. Но делать нечего – вперед!
Сложным путем по рисовой системе, среди паутины направлений и поворотов, по разбитым и размытым дорогам добираемся до станицы Анастасиевской – вот мы на федеральной трассе в Темрюк, как раз где-то здесь и проходил когда-то в древности Казацкий тракт. В ее окрестностях забавный эпизод – Саша, Роман и Андрей на хорошем отрезке дороги решили погоняться с машиной. И сделали ее! В награду получили от водителя бутылку ледяного чаю и пакет вкусностей. 
Ландшафт тут меняется – начинаются затяжные подъемы и спуски. Упорно крутим педали и движемся вперед. Уже после заката солнца добираемся до музея «Военная горка» под Темрюком. Оттуда в темноте двигаемся к найденной Олей и Женей стоянке на берегу Кубани в окрестностях Темрюка. 
В полной темноте под атаками комаров в звенящем от них воздухе ставим лагерь, омываемся в водах Кубани, ужинаем и засыпаем. Богатырским казацким сном.


День 6. 
31.07.09 Темрюк - Голубицкая (маяк) - Тиздар- по берегу до Кучугур. Расстояние 50.6 км

Свежее утро у воды бодрит, но после вчерашнего маршброска состояние как после пьянки. Полежать бы денек у воды, отдохнуть! Едем в Темрюк, там объектом интереса стал порт и исторический музей - где видим настоящий «тмутараканский камень». Тмутаракань - доказаческая реальность!! Привлекает нас и возвышенность, у основания которой раскинулся город Темрюк. Дело в том, что эта возвышенность - потухший грязевой вулкан Гора Миска. 
Из Темрюка мы отправились по трассе «Порт Кавказ», минуя лиманы, кормившие казаков рыбой и черной икрой, в станицу (конечно казачью) Голубицкую, которая славиться своими грязями. Свое название станица получила от имени казака Григория Голубицкого. Необычайно красивы песчано-ракушечные пляжи Голубицкой в сочетании с бирюзовым цветом моря.  
Мы на Тамани! 
Тамань - места лиманов, раздольных виноградных плантаций, лечебных грязевых вулканов, спокойного отдыха и скрытых тайн народов мира. Таманский полуостров с юга омывается водами Черного моря, с севера - Азовского, на западе Керченский пролив отделяет его от Крымского полуострова. 
Двигаемся по Азовскому побережью к грязевому вулкану Тидзар. К сожалению вулкан стал частным – превратился в оздоровительный комплекс семейного отдыха «Островок здоровья» и к моменту нашего прибытия закрылся «на ночь», поэтому погрузиться в его грязи нам не удалось. Раздосадованные, преодолевая поля колючек, мы двинулись по обрывам вдоль берега на Кучугуры. 
Искупались в штилевом и теплом заливе. Заночевали на берегу моря после вкусного и сытного ужина под звездным небом и набирающим силу диском растущей луны. 



День 7. 
1.08.09 Кучугуры – вулкан Цимбалы. Далее на Старотитаровскую – Вышестиблиевскую – Виноградный - по берегу лимана и через виноградник к Соленому озеру – Бузгайская коса. 
Расстояние 86 км

Сегодня наш путь лежал через весь Таманский полуостров мимо первых казачьих станиц на юг к Черному морю. 
Прошедший ночью дождь размыл проселочные дороги, превратив их в вязкую липкую жижу, которая забивает протектор и тормоза и по пути к Таманскому заливу нам приходится преодолеть сложный грязевой участок. Гонимые желанием увидеть грязевой вулкан после того неудачи на Тиздаре, проехали вулкан г. Цымбаль. Не сразу нашли его жерло - вулкан тоже высох. Опять неудача!
Спустившись с горы, решили ехать сразу на Старотитаровскую, от нее уже двигаться на Бузгайскую косу. Жарко, сильный ветер, почти все время в гору. Вижу, что многие порядком вымотались, но держатся. После посещения в Старотитаровской краевого музея казачества, отправились в Вышестеблиевскую, на выезде подкрепившись арбузом. Саша здесь проявил один из своих талантов – быстро разобравшись в обстановке, он превратился в умелого продавца арбузов, словно всю жизнь только этим и занимался. Да и казачке он приглянулся. Нужно было оставаться ему – был бы у нас свой знакомый арбузно-дынный магнат :). За помощь очаровательная казачка подарила дыню, которой предстояло стать нашим ужином на Черном море.  
На одном из виноградных просторов за совхозом со звучным названием «Виноградный» сворачиваем к лиману Цогур в сторону Черного моря к поселку Веселовка. Проделав часть пути по берегу лимана и преодолев подъем в гору видим обалденный пейзаж – Черное море и отделенное от него узкой полосой песчаной косы Соленое озеро. Тут я бью все рекорды по проколам - одновременно пробиваю колеса в 9 местах, и до соленого озера последний отрезок пути велик преодолевает на моей спине. Проколы сопровождали почти всех на протяжении всего маршрута, но больше всего преуспевал в этом Антон. Почти на каждой остановке и стоянке он вскрывал колеса, залатывая очередную дырку. Судьба :)!
Ремонтируемся и выезжаем на берег. Ура! Черное море. 
На берегу людей как в муравейнике – на Веселовке проходит фестиваль Costa Kubana. Это что-то вроде кубанского Казантипа - народу тьма, музыка сутки напролет и движуха как в кипящем чайнике. Место просто не узнать. Обычно тихое и далекое от цивилизации оно просто бурлит. Немного потусовавшись в движухе – двигаемся на берег организовывать лагерь. Темнеет тут быстро – в течении получаса хоть глаз выколи. 
Ночью на меня было совершено «нападение лисы». Она, привлеченная запахом крови на разбитом пальце, ухватилась за него в попытке утянуть лакомый кусочек. Попытка не удалась, моя нога была отстояна в этой схватке при помощи крепкого мата. Но весь остаток ночи мы с Романом провели на берегу, расположив спальники рядом и положив под руку по балдавешке. К слову сказать, мы с ним как спали до этого момента на улице – так и продолжали спать на открытом воздухе до окончания пути. 
Впереди еще неделя пути! Завтра устроим себе выходной и «кружки по интересам». Строго запланированного планов на день нет, кто чем хочет тем и будет заниматься. Ребята собираются исследовать окрестности Веселовки, я собрался отправиться на Тамань, ведь это место высадки первых казаков переселенцев на Кубани, поэтому не возможно обделить своим вниманием это важнейшее для казачества место!

День 8. 
2.08.09 Бузгайская коса – Тамань - коса Тузла – Бузкайская коса. Расстояние 64 км

Утро, как и каждый день, разбудило самым жестким природным будильником – солнцем. После 7 часов утра оно, поднявшись над барханами превращает палатку в баню, а песок в разогретую сковородку. И уже не до сна - начинаешь искать укрытие от солнца, спасает временами море и ветер прибоя. Позавтракав, покупавшись и насладившись «высшим пилотажем» в исполнении мотопарапланов (так крутили, аж дух захватывает) я поехал с Женей на Тамань, остальные остались на косе. 
Тамань – неповторимое место, необъяснимое, у этой местности долгая, интересная и даже сказочная история, которая начинается еще во времена античности, но так как нас интересует история казаков, то не будем отклоняться от темы. Городок небольшой, архитектура подчеркивает дух казачества и вспоминаются творения Лермонтова. В центре станицы установлен памятник первым запорожским казакам, высадившимся здесь 25 августа 1792 г. Поблизости на возвышении стоит православная церковь. Рядом казачий дворик с постройками, описанными поэтом в повести "Тамань". На берегу лодка с поломанным веслом. Здесь все сделано так, как описал М.Ю. Лермонтов. 
После Тамани мы посетили косу Тузлу, понаблюдали за кораблями, пересекающими Керченский против и отправились в обратный путь. На одном из развалов кутили арбуз на 8 кг (меньше не было) попытались уничтожить его на двоих – не осилили, как не пыжились. С остатками арбуза, довольные собой вернулись в лагерь на косу. 
Ночной переход
Впереди у нас был сложный участок – около 15 км по Бузкайской косе до Благовещенской. Понимая, что жара и песок не станут нашими союзниками на этом отрезке маршрута – решили обмануть их и часть пути проделать ночью. С закатом двинулись в путь. Липкий соленый песок мелкой фракции не давал возможности ехать на велосипеде – колеса вязли в песке и как ни верти педали – вперед не сдвинуться. Переход превратился в поход навьюченных велосипедистов, пытающихся протащить по непроходимому песку своих железный коней.
 Великолепное небо, усыпанное звездами как солью и почти полная луна, светившая настолько ярко, что можно было не включать фонари, были прекрасны. Шли, преодолевая сопротивление песка, и бодрились песнями. Не смотря на все старания, сил хватило пройти только несколько км. Сказывается общая усталость за эти дни, жара и перегрев на солнце
Обессиленные поставили в ночи лагерь прямо на берегу моря и завалились спать. 

День 9. 
3.08.09 Дневной переход по Бузгайской косе - Благовещенская – Анапа – Анапская – Куток. Расстояние 76.4 (с учетом ночного перехода).

Утром подъем с восходом солнца. Роман пытается сжарить яйца, закопав их в песке под костром. С самого начала понятно, что ничего хорошего не выйдет – проще поджарить яичницу на солнце. Но его пытливый ум не останавливается, пока он не выколупывает из-под костра шкарлупки от лопнувших яиц.  
Преодолеваем около 10 км по барханам и пескам. Ближе к Благовещенской встречаются засевшие в песке по брюхо джипы. Сколько лошадиных сил не имей, а песок все равно свое возьмет – тут мы перед ними в выгоде – с одной вело-человеко-больше-чем-лошадиной-силой нам легче преодолевать песок. Правду говорят – чем круче джип – тем дальше за трактором идти.
Измотанные песком и жарой ребята хотят ехать дальше по асфальту, покинув побережье. Зря! Ребята не знают, какие красивые места остались в стороне. Хотя впереди не менее интересно и захватывающие 40 км по предгорьям. Начинаем путь к Анапе через Джемете и далее в горы, в Куток. Двигаться очень сложно, до Анапы все здорово вымотались. Почти все время в гору, дороги забиты транспортом и пробками (не меньше чем в Москве), тут опять преимущество имеют наши велики. Асфальт раскален, ногу на него не поставить. 
Вырвавшись из душной Анапы через станицу Анапскую направляемся в горы, в поселок Куток, преодолевая около 10 км подъема вверх на фоне усталости и жары. Набрали то всего по высоте 300 метров, но какими усилиями! Радовала мысль, что обратно будем спускаться.
Добравшись до Кутка, попали на семейный ужин под виноградной беседкой в компании гостеприимной казацкой семьи. В горах хорошо – воздух свежее, легче дышится и веселей как-то в общем. А ночью даже немного прохладно – «с высоких гор спускается туман». 
Завтра решено устроить день отдыха и восстановления. Засыпаем без задних ног. 

День 10. 
4.08.09 Куток - Гостагаевсаая – Добродей - Куток. Расстояние 45 км

День отдыха получился очень насыщенным и разнообразным. Уже к обеду Андрей, Антон, Оля и Женя «застучали копытами», не желая сидеть на месте, и двинули в станицу Гостагаевскую. Я, Роман и Саша остались обслуживать технику и готовиться к пути на следующий день. 
Потом посетили Добродей. Музей и усадьба казачьего быта, прекрасный ресторан с традиционной казачьей едой и горилкой, парк сказок для детей с героями любимых сказок, расположенный в лесу, старинный казачий ключ с родниковой водой... Кроме интересной экспозиции есть там и два источника – с «мертвой» и «живой» водой.
Вернулись затемно и после ужина в «семейном кругу» все потянулись ко сну. 

День 11.
5.08.09 Куток – Анапа – Супсех - путь по берегу минуя Варваровку в Сукко. 
Сукко - озеро Сукко – Сукко - Большой Утриш - стоянка не берегу на водопаде «Жемчужный». Расстояние 65.5 км

Утром мы снова двинулись в путь. Подъем, который вымотал нас день назад, сегодня превратился в спуск и радовал великолепными видами гор, возвышающихся над затянутыми туманами долинами и полями подсолнухов. И дал нам возможность разогнаться до солидной скорости – более 60 км/ч, оставляя позади недоумевающие взгляды водителей маршруток и редких машин, движущихся в Анапу. 
Минуем здание Городского казачьего общества и штаб Анапского районного казачьего общества ККВ, едем к выезду из города. Не смотря на дань курортному бизнесу и современности, в городе часто встречаются традиционные казачьи домики, радуют глаз и обращают на себя внимание. 
Проехав насквозь Анапу и вырвавшись из ее объятий, мы добрались до поселка Супсех. Впереди начинались горы. Все, что пришлось преодолеть к настоящему времени, было просто разминкой, как оказалось впоследствии. Все, в мы в горах, начинается Большой Кавказский хребет!
Двинулись по козьей тропе над обрывами к Сукко. Местами продирались через непролазные и колючие заросли кизила и можжевельника, иногда несли велосипед на себе, с трудом выпутывались из зарослей. Местами ехали по траве над самим обрывом – буквально в метре от него. Едешь по краю обрыва, а под тобой 200 метров скал и манящая неописуемая бирюза моря. Захватывало дух от крутых и опасных спусков по осыпным дорогам, где невозможно тормозить – только тормоза захватят обод – велик сразу несет как на льду. Тормоза на спусках раскалились и почернели. Подъемы на тропах иногда градусов под 45 – крутишь педали, колеса буксуют, из под них летят камни и осыпи, а велик стоит на месте. Теперь нашей основной проблемой стал не песок, а горы, уклоны увеличивались и увеличивались, подъемы становились все сложнее и сложнее.
Пообедав в поселке Сукко, поехали на озеро одноименное Сукко. Несколько часов отмокали в его холодной промелованной воде изумрудного цвета и дрыхли в тени кизиловых зарослей. Красиво место, отдыхать на нем очень приятно и не хотелось уезжать. 
После спадания жары двинулись в Большой Утриш. Несколько километров крутого подъема, затем сногшибательный спуск и мы на месте. Минуем дельфинарий, маяк и двигаемся по берегу в сторону Малого Утриша, к водопаду «Жемчужный». Утриш это - идеальная чистота воды, пляжа, отсутствие разносчиков пива и чучхелы и достаточно многочисленная и веселая компания. Выходим к знаку «Оставь одежду, всяк сюда входящий» - мы достигли старейшего и самого известного нудистского пляжа. Ура! Хорошее место:). Дно моря очень интересное, камни, покрытые водорослями, водится много рыбы, крабы. Вода очень прозрачная. 
После купания под освежающими струями водопада обнаружили, что у Ольги пропала сумочка с документами. Печально. Стали прикидывать вариант, где и куда ее пристроить… Всегда нужны сезонные рабочие, которые работать за еду и крышу над головой:)! Хотя в атмосфере Утриша она вполне и могла стать местным жителем и чувствовать себя комфортно, а мы бы приезжали к ней в гости:).
Снарядили экспедицию на поиски паспорта в составе Оли, Жени и меня. Экспедиция паспорта не нашла, но нашла поесть. Что тоже совсем не плохо! Недалеко от водопада заночевали. Пришло полнолуние, луна была настолько огромной и яркой, что давалась фоткаться. Красотища! Заснули под вой шакалов и хруст сколопендр в камнях. Одежду одевать было лень и жарко.

День 12. 
6.08.09 Водопад - Малый Утриш - Абрау-Дюрсо - стоянка у Федотовки в лесу. Расстояние 54.3 км

Утром Роман предпринял очередной эксперимент – теперь попробовал поджарить яичницу без масла в кружке экспедиции. Кружке это не понравилось, яичница пригорела и он долго отколупывал ее и пытался отмыть кружку в море. 
Двинулись в путь. Я поехал про берегу, все двинулись на «попутке» в виде моторки. Через час, добираюсь до Малого Утриша, где в тени граба киснут «паркетники». Хватит спать и набивать брюхо - вперед!! 
От Малого Утриша после посещения разрушенного ураганом маяка двигаемся в горы в сторону Абрау-Дюрсо. Некоторые подъемы были по несколько километров, затяжные уклоны до 30 градусов, пот реально лил ручьем – в рюкзаке даже вещи от пота намокли как от дождя. В начале пути от Дюрсо на перевал я отстаю - прокол колеса. Устремленная в подъем и наслаждающая последующим спуском группа не сразу заметила «потери бойца». За неимением насоса я много километров нес велик на себе по горам. Догнал группу на отдыхе в Абрау. Заклеился и двинулись дальше – предстояло еще добраться до моря для ночевки. 
Рассчитываем до темноты по горам преодолеть около 10 км и добраться до Федотовки. Путь сложный – подъемы представляют собой крутые каменные осыпи, делающие практически невозможным заехать на них «на колесах». Спускаться тоже стремно – только разгонишься - камни летят из-под колес в разные стороны и велик начинает носить как на льду. Да и камни такие острые, что в любой момент может лопнуть колесо. Стиснув зубы ползем в гору, по большей части ведя своих железных коней «под узду». Уже когда солнце скрылось за горами, начинаем движение в горы по трассе на Новороссийск. Моментально темнеет – включаем фонари и упрямо ползем в гору. 
В темноте пропускаем незаметный поворот на Федотовку и, проехав еще немного, решаем остановиться и искать место для ночлега. Перспектива не из приятных – в темноте все сливается и найти уютного места вдали от шумной трассы долго не удается. Наконец найден тупичок, нечто вроде места для отдыха, даже со столом и скамейками. Все вымотались на бесконечных подъемах и даже чай сил не нашли приготовить. Ночью, раскачиваясь в гамаке между деревьев, периодически приходится хлопать и покрикивать, отгоняя подбредающих шакалов. 

День 13. 
7.08.09 Стоянка у Федотовки в лесу – Мысхако - Малая земля - Новороссийск –центральный сквер – РОВД - стоянка на косе. Расстояние 38.5 км

Утром двигаемся по конечному отрезку к Новороссийску. Новороссийск встретил нас штормовым ветром, широкими и светлыми проспектами и большим количеством машин. Проезжаем через весь город на Малую землю. Следующим утром мы уже планировали вечером уехать электричкой в Краснодар, если бы не случилось вдруг чего-нибудь непредвиденного, создав нам дополнительные сложности в виде потери Олей паспорта. Освежившись, двигаемся в город – предстоит еще решить вопрос с Олиным паспортом. 
Решение вопроса по Ольгиному паспорту, утрясание всяких формальностей и смена билетов на Минск для Оли заняли сутки. Так что в Новороссийске мы задержались до обеда следующего дня, куковав днем под окнами отдела РОВД и носясь по городу от одного отделения милиции к другому. Зато излазили весь город и его порт – если бы спешили в Краснодар, точно не увидели бы столько интересного и красивого. 
 Поужинав в кафе, решили двигать к берегу на ночевку. Штормовой ветер немного напрягал – не хотелось спать на пронизывающем ветру. Здесь мнения разделились – часть народу остановилась на какой-то собачьей площадке, найдя закуток от ветра. Я, Женя и Саша поехали на Мыс любви искать место для ночевки там – на море так на море. Три казака в одной палатке точно не замерзнут! 

День 14.
8.08.09 Новороссийск - Краснодар. Путь до Краснодара. Расстояние 186 км.

Переночевав как и было условлено ранее, встретились утром на Малой земле. После обеда 8 августа заветная бумажка для Оли была получена и мы на электричке двинули в Краснодар. Было жалко потраченного времени и что мы не смогли осмотреть Краснодар как того хотелось. Краснодар - особенный город, столица Кубанского казачества его уникальная архитектура и улочки не дадут забыть себя. 
На Кубани все пропитано духом казачества! Кубань - один из наиболее освоенных и густозаселенных регионов страны с очень богатой историей, неразрывно связанной с различными народами, населявшими территорию края, и многочисленными войнами. Даже цвета флага повторяют цвета флага Кубанской Народной Республики, считающегося национальным флагом Кубанских казаков. Вот на этом и хочется закончить!